Асфальт и асфальтобетон: в чем разница?
Для большинства людей любое покрытие дороги является просто "асфальтом". В детали приходится углубляться, когда возникает необходимость строительства дороги, обустройства территории у жилого дома, загородного участка, офиса или склада.
Именно в эти моменты выясняется, что строительные компании предлагают несколько вариантов покрытий: асфальт, асфальтовую крошку и асфальтобетон. Разные типы покрытий имеют большое значение на практике, определяя свойства, особенности и применение в зависимости от режимов движения автомобильного транспорта и климатических условий региона.
Общие сведения
Асфальт состоит из минеральных вяжущих веществ, таких как битум, минеральные наполнители (гравий, песок) и различные другие компоненты, улучшающие его свойства. Асфальтобетон, в свою очередь, является композитным материалом, включающим в себя асфальт и каменные фракции разнообразных размеров.
Производство асфальтобетона включает смешивание асфальтовой мастики с минеральными добавками. В качестве асфальтового связующего часто используют тяжелые нефтяные фракции, в отличие от асфальта, для которого применяют более легкие фракции.
Характеристики покрытий
Одной из ключевых характеристик асфальтобетона является превосходная устойчивость к механическим повреждениям, износу и воздействию тяжелых нагрузок, а также его способность противостоять разнообразным климатическим условиям.
Благодаря этим качествам, он широко используется для автомагистралей, поскольку обеспечивает быстрое создание гладкой и прочной дорожной поверхности. К тому же, благодаря отличной адгезии к основанию, асфальтобетон способствует улучшению устойчивости покрытия и увеличению его эксплуатационного срока. При выполнении дорожных работ используют специализированную технику для его обработки, уплотнения и выравнивания, что гарантирует высокое качество и долговечность.
Существенное значение имеет также коррозийная стойкость, делающая его идеальным выбором для использования в агрессивных средах. Вариативность классов асфальтобетона позволяет подбирать материал в зависимости от требований к условиям эксплуатации дорожного полотна.
Выбирая асфальтобетон, следует учитывать его классы и уровень устойчивости к различным внешним воздействиям, чтобы обеспечить долговечность дорожного покрытия. Одним из преимуществ является способность сопротивляться образованию трещин, что значительно продлевает срок службы покрытия и снижает затраты на его содержание и ремонт.
Разновидности асфальта
Асфальт бывает природного происхождения или искусственного, который производят заводы. Некоторые из крупнейших естественных запасов асфальта находятся у Мертвого моря в Израиле и в знаменитом озере Пич-Лейк на острове Тринидад. Чтобы отвечать возрастающему спросу, асфальт также производят искусственно, изменяя соотношение компонентов в зависимости от требований к дорожному покрытию. В основном используют битум, который получают путём переработки нефти.
Полностью природный асфальт, образующийся в процессе естественного испарения в местах добычи нефти, обычно содержит не менее 75 процентов смолисто-асфальтеновых веществ, благодаря чему обладает пластичностью и внешне напоминает обычную смолу, известную как горная смола.
В производстве асфальта используются различные марки смесей, классифицируемые по содержанию битума, размерам щебня и песка, а также количеству минерального порошка. Горячий асфальт подходит для строительства автострад с интенсивным движением, холодный асфальт -для пополнения ям и мелких ремонтов. При укладке асфальта обычно сначала применяют крупнозернистую смесь, а затем наносят слой мелкозернистого асфальта. Смеси для сухого асфальта хранят в мешках на открытом воздухе или в складских помещениях, избегая прямого солнечного света и высоких температур.
Асфальт имеет три основные марки:
- Марка I (МI) - асфальт высшего качества с отличными характеристиками. Однако не все смеси марки I подходят для создания крупных автомагистралей. Например, прочный щебеночный асфальт широко применяется для трасс, выдерживающих интенсивное движение, тогда как песчаный асфальт чаще используется для тротуаров и велосипедных дорожек.
- Марка II (МII) - качественный асфальт с хорошими свойствами, подходящий как для дорог с умеренной и низкой нагрузкой, так и для обустройства площадок, парковок, тротуаров.
- Марка III (МIII) - более экономичные асфальтобетонные смеси, предназначенные для благоустройства и оформления территорий. Однако для дорожного полотна эту марка не применяют.
Такое разделение на марки помогает определить области применения асфальта в зависимости от требований и нагрузок, которым будет подвергаться покрытие. Некоторые типы асфальта изначально относятся к определённой категории из-за своих уникальных свойств.
- тип А чаще используется для автодорог с повышенной транспортной загруженностью;
- типы асфальта Б и В применяются для автомобильных дорог со средней загрузкой;
- типы асфальта Г и Д используются только для пешеходных зон.
Виды асфальтобетона
Асфальтобетон производят, сочетая битум, щебень, гравий, песок, при этом тщательно уплотняя смесь для улучшения прочности и твердости. Этот материал обладает свойствами, делающими его идеальным для специализированных дорог, выдерживающих интенсивное движение транспорта.
Асфальтобетонная смесь включает:
- Минеральный заполнитель (щебень и гравий, а также природный или дроблёный песок), который помогает заполнять пространства между крупными элементами и увеличивает прочность битумной связки.
- Битумное вяжущее, часто модифицированное в зависимости от климатических условий местности и требований стандарта ГОСТ 22245-90. Например, щебеночно-мастичный асфальтобетон имеет в составе щебень из твердых горных пород в доле 70-80% от общей массы, что делает его одним из самых качественных асфальтобетонов, выпускаемых на АБЗ.
Компоненты смешиваются при высокой температуре. Чтобы оптимизировать свойства асфальтобетона выбираются добавки, в зависимости от которых он бывает щебеночным, гравийным и песчаным, также может включать переработанный старый асфальтобетон, известный как асфальтовая крошка.
Асфальтобетонные смеси делятся на:
- тёплые, укладываемые после нагрева до температуры не ниже 70°C;
- горячие, которые укладывают немедленно после приготовления и нагревания до 120°C;
- холодные, производимые и укладываемые при температуре воздуха не ниже 5°C, используя жидкие нефтяные битумы. Холодный асфальтобетон отличается высоким содержанием минерального порошка (до 20%) и щебня (до 50%), а его вяжущее готовится без нагревания и подходит для использования в условиях от +5 до -5 °C.
Сферы применения
При выборе материала для строительства дорожных и трассовых покрытий важно выбрать оптимальный вариант. Асфальт часто используется для благоустройства придомовых территорий, зон отдыха, велосипедных дорожек и мало загруженных улиц. В свою очередь, бетон применяется при строительстве шоссе, крупных магистралей и федеральных автодорог, а также для ремонтных работ в холодное время года.
Асфальтобетон выбирают из-за его более доступной стоимости по сравнению с натуральным асфальтом. Он легко поддается обработке, что ускоряет процесс дорожного строительства и ремонта.
Этот материал широко применяют для автомагистралей, взлетных полос аэродромов, парковок, торговых площадок, городских улиц и пешеходных дорожек. Асфальт и асфальтобетон участвуют в создании детских и спортивных площадок. При выборе важно провести анализ их производительных характеристик, чтобы обеспечить долговечность и качество дорог.